Проблема: Закончился испытательный срок, и работник перестал быть "идеальным"

Как часто мы слышим печальные истории о том, что вместо надежного обаятельного помощника, семья получила Большую Головную Боль? Примерно раз в неделю. Или чаще? Почему выбирая на собеседовании «самого-самого», работодатель в итоге вынужден решать еще массу побочных проблем? Так ли редки в наше время преданные домашние помощники, есть ли смысл надеяться на лучшее?

Все мы разные, господа

Удивительно, но представители разных каст (работодателей и наемных работников) имеют разное представление об обязанностях домашнего персонала. В основном мнения совпадают. А вот в деталях – нет. 

Вспоминается история о том, как некогда популярная певица  уволила няню за то, что она сварила ребенку суп с укропом. Тогда как мама считала, что полезней петрушка.  Или вот другой случай с няней. Женщина позволила приехавшей бабушке взять на руки внука, не потребовав, чтобы она вымыла руки. (Интересно, как бы она НЕ позволила? Ведь бабушка в данном случае тоже представитель власти!)

…Охранник замахнулся на собаку метлой.

…Водитель  протер стекла машины «не той» тряпкой.

…Домработница забыла поджарить кабачки.

…Повар разбил стакан.

Увы, когда на рынке переизбыток предложения, спрос теряет свои преимущества.

Нужно время

Чтобы помощник по дому пришелся ко двору, он и работодатель должны мыслить одинаковыми категориями. Иначе говоря – понимать, что от него требуется (для работника) и что требовать (для работодателя). В такой ситуации проще всего… положиться на время. Невозможно сочинить инструкцию на все случаи жизни. Постепенно, за месяц-два, работник освоит все правила вашего дома и станет незаменимым, удобным. Идеальным.

Но начать нужно все-таки с инструкции. Особенно в том случае, когда дело касается безопасности и здоровья семьи. Составьте в доковском файле подробный список требований к домашнему персоналу: что нужно делать и как (если ваши пожелания отличаются от общепринятых), чего делать нельзя ни в коем случае. Распечатайте файл. Вручите будущему помощнику. Не пишите от руки – некоторые люди воспринимают рукописный текст с трудом. Да и выучить распечатанный документ легче.

Не удивляйтесь, если работник чего-то не поймет с первого раза. Это, несомненно, досадно. Но не трагично. Вы наверняка сумеете отличить патологичного «тупицу» от усердного человека, который хочет еще раз уточнить ваше мнение.

Тонкости

…Однажды в квартиру той семьи, в которой работала Мария Семеновна (имя придумано), позвонили. «Горсвет, откройте!» – услыхала она. Не зная, что делать в такой ситуации, Мария Семеновна  проигнорировала требования и даже ничем не показала, что дома кто-то есть. Бабушка, которая по сути управляла хозяйством дочери и курировала работу домработницы, заверила, что открывать двери работникам коммунальных хозяйств можно и даже нужно.

В следующий раз (а он наступил очень быстро, вы же знаете эти рейды!), домработница со спокойной душой открыла дверь. В результате семье выписали приличный штраф (нашли проблемы со счетчиком). Марья Семеновна работу не потеряла, зато получила крупный нагоняй от хозяйки квартиры.

Чтобы такие ситуации не случались в вашей семье, нужно расставить приоритеты. Ведь не секрет, что члены одной семьи зачастую дают противоречивые указания. Кому подчиняться в таком случае? Мужу или жене? Выполнять ли указания бабушек-дедушек, которые склонны позволять внукам больше, чем родители?

Не спешите обвинять работника во всех тяжких. К чему накалять обстановку в доме? Проявите себя, как Руководитель. Поговорите с провинившимся, и вы будете удивлены, как быстро и просто решится вопрос.

Кстати, отличный вариант – отправить домашнего помощника на курсы повышения квалификации. Это очень полезно в том случае, если в вашем доме стоит новейшая бытовая техника или сделан необычный ремонт. При некоторых агентствах домашнего персонала есть хорошие школы. Там потенциальных помощников по дому учат работать с бытовой техникой, ухаживать за мебелью, растениями, животными. Будущие работники проходят практику в условиях, приближенных к реальным, и получают сертификат.

Черный список. Кому это нужно?

…Несомненно, неопытным семьям, которые только вступают на путь работодателей. Или тем, кто ищет помощника сам, не через агентство персонала.

У черного списка есть масса преимуществ и один огромный недостаток: невозможно проверить, написана в отзыве правда или нет. Желая насолить не угодившему помощнику, семья (чаще хозяйка) пишет отзыв, не сдерживая эмоций. Помните, черный список – блюдо, которое едят на закуску. Пишите только факты, предположения и эпитеты оставьте домысливать читателям.

Не так давно появились черные списки работодателей. Все меньше достойных представителей профессии хотят рисковать. Неоплаченный труд, неуважительное отношение – вот наиболее частые поводы для комментариев. Надеемся, что желание пополнить черный список возникло из искренних и обоснованных побуждений предупредить.

Итак, если вы хотите избежать недопонимания между работодателем и помощником по дому, составьте самую настоящую должностную инструкцию. Обсудите все мелкие детали. Некоторое время (неделю или две) помогайте работнику освоиться и запомнить все ваши требования к его труду.

Заработная плата: