Модная профессия – гувернер

Гувернер – это педагог, психолог и друг ребенка в одном лице, ему поручено обучение, воспитание и полезный досуг ребенка.

Впервые о гувернерах у нас узнали в XVIII веке, когда Петр I поставил перед обществом новые задачи: образование, уход от домостроевских порядков, прогрессивная культура. До тех пор образование ограничивалось лишь грамотой, необходимой для чтения церковных книг, а также обучением счету. Интересно, что сам Петр I гувернеров не жаловал, он предпочитал, чтобы будущие столпы общества обучались в школах и академиях.

 

Откуда пошли гувернеры?

Бум на услуги домашних учителей начался в середине восемнадцатого века, когда Екатерина II, блиставшая образованностью и дружбой с философами, ввела моду на европейской образование. Немецкие, французские и английские гувернеры получили карт-бланш и потоком хлынули в «новое отечество». Надо ли говорить, как мало среди них было хотя бы просто опытных учителей? И как много желающих сорвать куш «унтер-пришибеев»?

Да, сечение розгами в те далеки времена было в чести. Не только папеньки и маменьки пороли непокорных чад, «педагоги» тоже видели в розгах свою основную «методику». Ох, как мало было тогда среди них по-настоящему талантливых и любящих детей воспитателей! Таковые все больше попадались среди выходцев «из народа». Вспомните Арину Родионовну, воспетую великим Пушкиным! Ведь это она пробудила в будущем поэте любовь к красоте слова. Правда, то была няня… Впрочем, был у Александра Сергеевича и гувернер…

Все изменилось к концу богатого событиями XVIII века. Многие французские аристократы, бежавшие от Великой революции, оказались в России и заняли почетные места наставников при подрастающих наследниках российской знати. Целью гувернеров стало не только обучение необходимым и модным наукам, но и воспитание Личности. Что мы и видим, наблюдая великолепно образованных политических, культурных, научных деятелей той эпохи, взращенных на «французских дрожжах». При юном Александре Сергеевиче состоял граф Монфор, при Лермонтове – офицер Жан Капе. Что ж, эти гувернеры могли гордиться своими воспитанниками, а воспитанники – ими.

Гувернеры занимали главенствующую роль в образовании на протяжении 200 лет, пока в начале XX века не стала преобладать педагогическая система, сделавшая упор на коллективное обучение. Сейчас гувернеры возвращаются на сцену. Теперь это высококлассные специалисты, профессионалы, знакомые со многими развивающими методиками и дополнительными предметами.

Современный гувернер, какой он?

Функции современных гувернеров и гувернанток почти не отличаются от принятых в далеком XVIII веке.

Гувернер – это педагог, психолог и друг ребенка в одном лице, ему поручено обучение, воспитание и полезный досуг ребенка.

Правда, теперь гувернантки нередко выполняют и функции нянь: готовят, стирают, ухаживают за воспитанниками. Возможно, такой подход имеет смысл. Однако родители должны понимать, что экономя на услугах няни (повара, домработницы и т. п.), они экономят на… качестве обучения своих детей. Ведь подготовка к уроку требует серьезного подхода: гувернантка должна составить план (хотя бы устный), приготовить нужные материалы (нарисовать, вырезать, заучить, подобрать что-то интересное), освежить в памяти знания.

При том графике работы, который имеет наш домашний персонал (нередко до позднего вечера), вряд ли гувернантка будет готовиться к занятиям дома. Неплохо было бы позволить ей готовиться к занятиям в свободное время – когда ребенок спит, например. Впрочем, это вопрос приоритетов: что важнее для родителей – образование ребенка или экономия?

Вот оптимальный набор обязанностей, который можно и нужно поручать гувернеру:

  1.      Сопровождение в детское учебное учреждение или секцию. Встреча из детского учебного учреждения или секции.
  2.      Помощь при выполнении домашних заданий. Коррекция знаний ребенка, если он отстает от программы.
  3.      Дополнительные занятия по договоренности (иностранный язык, музыка, танцы, спорт, ручной труд и т. д.).
  4.      Воспитание гармоничной личности (эстетическое воспитание, трудовое, познавательные занятия).
  5.      Контроль соблюдения режимных моментов (вовремя принять пищу, напомнить о гигиенических процедурах, разрешить погулять).
  6.      Прогулки, развивающие занятия спортом (зарядка, игры на спортивной площадке, подвижные игры).
  7.      Оберегание от опасностей (как бытовых, так и социальных).

Как видите, места для приготовления пищи, стирки и уборки комнаты практически не остается. Чтобы обеспечить ребенку качественное воспитание и обучение, педагог должен тщательно готовиться, даже если у него уже есть планы и разработки с предыдущего мест работы. Ведь каждый ребенок – Большая Индивидуальность. А образование – это система, а не импровизация.

К профессионализму гувернера следует добавить его личные качества: доброту, уравновешенность, ответственность. Но главное качество, которое присуще талантливому педагогу, – любовь к детям. Человек, которые не любит детей, не сможет вложить в ребенка душу.

Заработная плата: